04 апреля 2011

Внезапно Тор

Я нашла удивительно простой и изящный ответ на один из вопросов по теме Тора. Вопросов, как мне помнится, было два: 1) куда и зачем топал Тор целых девять шагов? 2) а был ли это именно тот, кто известен нам как Тор?

Так вот, я нашла ответ на первый вопрос.

Тор сделал магический круг из девяти шагов для воскрешения Солнца, уничтоженного Мировым Змеем.

Прямых доказательств у меня нет, но я могу объяснить, откуда взялась эта идея, на первый взгляд достаточно безумная. Объясняю.

1. Вёльва настаивает на уникальных потенциях Тора (рефреном звучащее по отношению лишь к одному Тору «gengr» и перекликающееся с ним «þá gengu», употребляемое уже в отношении всей божественной элиты). Причём настаивает она на этих самых уникальных потенциях именно в тот момент, когда Тор убивает Змея и делает девять шагов, — таким образом, смысл её слов сводится к тому, что в Торе заключена некая сила, которой не обладает больше никто и которая при этом существенно важна для совершения некоего действия (см. начальный постинг цикла и о социальном статусе Тора);

2. Что это за действие, прямо не сообщается. Почему не сообщается? Предположение первое: в связи с его сугубой сакральностью (о нём не должны знать профаны). Предположение второе: в связи с его сугубой банальностью (о нём знают даже идиоты).

Почему в подобных случаях исследователи охотней склоняются к первому предположению? И почему я должна брать с них пример? Почему бы не предположить, что вёльва умалчивает о смысле действий Тора в связи с избыточностью объяснений, а не в связи с их табуированностью?

3. Что может знать о мире даже идиот, если не то, что существуют ночь и день?

4. Зооморфная свастика явно связывает Змея с Солнцем, и я уже описывала, какой именно может оказаться эта связь (см. третий постинг о Торе и солярных символах);

5. Интуиция исследователей тянется в направлении отождествления свастики с молотом Тора (см. первый постинг о Торе и солярных символах), хотя никаких формальных оснований к этому нет. Нет даже намёка на то, что эти два символа тождественны хотя бы в малой степени (см. второй постинг о Торе и солярных символах). Но интуиция исследователей стремится соединить их и противится их разотождествлению. И всё, что исследователей останавливает, — это их собственная порядочность, не дающая права подгонять факты под гипотезу. То есть тут налицо какая-то явно реальная структура, заложенная непосредственно в подкорку, но благополучно забытая в веках и потому на данный момент недоказуемая;

6. Месяц, названный в честь Тора, был у древних первым месяцем после зимнего солнцеворота (см. опять-таки о социальном статусе Тора);

7. Прослеживается более или менее внятная связь Тора с ванами — богами плодородия (см. лирическое отступление о скандинавской бижутерии);

8. Священные кольца, на которых давали клятвы, ассоциируются с Тором (см. там же); кольца же как таковые, — с круговоротом в самом широком смысле;

9. Наконец, число девять является верификатором истинности мифологической реальности, а также имеет прямое отношение к инициации и, как следствие, к смерти и ко времени в целом (см. ещё раз начальный постинг).

Таким образом, Тор, обладающий способностями великого зачинателя, после битвы с Мировым Змеем совершил ритуальный круг из девяти шагов. Важно то, что у него хватило сил сделать эти девять шагов, то есть истинно замкнуть кольцо времён и, таким образом, воскресить поглощённое Змеем солнце.

Я здесь особо подчеркну, что это всё не доказательства (прямых доказательств у меня нет, повторяю), а только объяснение моей догадки. Догадка может оказаться неверна как в целом, так и в частностях, и я этого совершенно не исключаю. Однако же вполне гордо должна заметить, что на сегодняшний день я единственный человек, который вообще сделал хоть сколько-нибудь вразумительный комментарий к 56 стиху «Прорицания вёльвы» и нашёл логически обоснованный ответ на вопрос, которым до этих пор никто даже не задавался.

Могу теперь с полным правом сказать: наворотила что могла, и пусть другой сварганит лучше.

Что же касается вопроса о том, тот ли убил Змея, кого мы называем Тором, или не тот, то мне он на сегодняшний день совершенно неинтересен. Он возник просто по ходу поисков ответа на главную загадку и благодаря ему я начала исследовать личность Тора. Очень правильно начала, как выяснилось (потому что к разгадке меня привела именно эта ветка рассуждений), но сам вопрос по ходу пьесы потерялся безвозвратно. Боюсь, что искать на него ответ специально я уже не буду.

А вот завершён ли сам скандинавский цикл — это мы ещё поглядим. Вполне возможно, что, перечитывая в очередной раз очередной миф, я наткнусь на что-нибудь не менее интересное.

4 комментария:

  1. похоже, промахнулась.
    змей не похищает солнце, он - граница мира. фенрир глотает солнце и с ним сражается Один.
    похоже, что уничтожив змея и пройдя девять шагов, тор окончательно уничтожает мир (или мидгард). что подтверждает 57 строфа - все рушится и жар вздымается до неба. а потом мир рождается снова, без богов, без влияния локи.

    ОтветитьУдалить
  2. 2 hegdehog

    Я помню о Фенрире. А вот ты, похоже, не помнишь о том, что в мифах не существует парадоксов и то, что проглочено одним, может быть с лёгкостью проглочено другим.

    Я не хочу сказать, что моя догадка истинна, а лишь не нахожу аргумента против в твоей апелляции.

    Что касается 57 строфы, то там описано говорится о том, что "солнце померкло". И в связи с этим мне становится страшно интересно, как может померкнуть то, чего, по идее, больше нет. Однако этого как бы мало, и вёльва добавляет пассаж о нестерпимом жаре "питателя жизни". То есть солнце-то у нас в 57 строфе вполне в наличии и даже истекает "нестерпимым жаром".

    Насчёт богов и влияния Локи, то это тоже спорный вопрос, потому что ещё дальше "встречаются асы на Идавёлль-поле", и некоторые из них имеют даже весьма описуемую судьбу.

    Более того, в 65 строфе

    Þá kemr inn ríki
    at regindómi...


    То есть "без богов" -- это явно некоторое преувеличение.

    ОтветитьУдалить
  3. меня продолжает смущать то, что ты связываешь тора и плодородие.
    возможно что они и связаны, но косвенно. плодородие - это не только приход весны, но и смерть зимы, и тут нужен тор, что бы прибить холодную.
    прямая связь и способность зачинать миры, несомненно были бы отражена в мифах, но этого, вроде как, нигде нет.

    ОтветитьУдалить
  4. 2 hegdehog

    Ну, Тора и плодородие я связываю постольку, поскольку на ритуальном уровне очевидна связь Тора с ванами. Каким образом ещё, кроме как через тему плодородия, эта связь может осуществляться, я не представляю. Возможно, это трудности моей невеликой фантазии, но в таком случае должно, наверное, иметься какое-то иное объяснение, однако я и другого не нахожу.

    О способности Тора зачинать миры мне ничего не известно даже косвенно. У меня несколько скромнее: Тор всего лишь освобождает Солнце. Возможно, на объектном уровне это ассоциировалось с тем самым уничтожением зимы, которое ты упоминаешь.

    Вообще же, тема плодородия -- это одна из самых древних мифологических тем, если не самая древняя, и вполне может статься так, что мифы о связи Тора с плодородием не сохранились, тогда как ритуалы, как более косная и инертная вещь, остались. У меня вообще есть подозрение, что изначально Тор и ваны были чем-то единым целым, и лишь впоследствии Тор, как фигура более образная, чем прочие древнейшие боги, выделился в этакую обособленную структуру с отдельным культом. Но вот это я уже действительно не могу озвучивать иначе, чем интуитивное подозрение, -- у меня даже логических обоснований нет.

    ОтветитьУдалить