«…На священных кольцах, хранившихся в его [Тора] храмах, приносились клятвы, и исландский альтинг всегда открывался в четверг — день Тора. Тор также играл важную роль в семейных обрядах… его символ, молот, использовали при благословении невесты, новорождённого и погребального костра… Считается, что свастика и топор также были символами его могущества»1.
Что касается свастики, то Р. Багдасаров, ссылаясь на Р. Грэга2 и Т. Уилсона3 пишет следующее: «Существует англо-саксонское название знака свастики Fylfot, которое Р.Ф. Грэг производил от fower fot, four-footerd, т.е. «четверо-» или «многоногий»… Само слово Fylfot скандинавского происхождения и состоит из старонорвежского fiёl, эквивалента англо-саксонского fela, немецкого viel («много») и fotr, foot («нога»), т.е. «многоножная» фигура. Однако в научной литературе и Fylfot, и упоминавшийся выше «тетраскелис» с грамматическим крестом, и ошибочно отождествлявшийся со свастикой «молот Тора» (Мьёлльнир) были постепенно вытеснены санскритским названием»4.
Из этой цитаты, к сожалению, невозможно понять, в действительности ли свастика была как-то связана с культом Тора (то есть исследователи путали два символа Тора на основании их принадлежности одному и тому же культу) или не имела к Тору никакого отношения (в таком случае нам придётся признать, что ошибочные выводы о тождественности свастики молоту были сделаны на основании одного лишь внешнего сходства)5. К сожалению, Cleasby-Vigfusson Old Icelandic Dictionary слова fiёl не знает (и вообще буквы «ё» не знает). Не знает он также слов fiel, fiol и fiöl. Единственное более или менее похожее по написанию слово, fjall (fjöll во множественном числе) означает «a fell, mountain». Слово же föl — это «a thin covering of snow». Понятно, что древненорвежский и древнеисландский — это не совсем одно и то же, но они очень родственны, и такое слово, которое непринуждённо повлияло на англосаксонскую культуру, по-моему, неизбежно должно было оставить след в Исландии. В общем, тут тоже кто-то определённо ошибается. (Вывод: кругом дезинформаторы.)
Но это всё предыстория. А вот что мне удалось найти, раскапывая историю:
Из этой цитаты, к сожалению, невозможно понять, в действительности ли свастика была как-то связана с культом Тора (то есть исследователи путали два символа Тора на основании их принадлежности одному и тому же культу) или не имела к Тору никакого отношения (в таком случае нам придётся признать, что ошибочные выводы о тождественности свастики молоту были сделаны на основании одного лишь внешнего сходства)5. К сожалению, Cleasby-Vigfusson Old Icelandic Dictionary слова fiёl не знает (и вообще буквы «ё» не знает). Не знает он также слов fiel, fiol и fiöl. Единственное более или менее похожее по написанию слово, fjall (fjöll во множественном числе) означает «a fell, mountain». Слово же föl — это «a thin covering of snow». Понятно, что древненорвежский и древнеисландский — это не совсем одно и то же, но они очень родственны, и такое слово, которое непринуждённо повлияло на англосаксонскую культуру, по-моему, неизбежно должно было оставить след в Исландии. В общем, тут тоже кто-то определённо ошибается. (Вывод: кругом дезинформаторы.)
Но это всё предыстория. А вот что мне удалось найти, раскапывая историю:
Это фотография археологической находки, хранящейся в Историческом музее Стокгольма. Подписана: «Vikings», а вот сам файл фотографии называется «torshammare-puff». Обратите внимание на орнамент, которым этот «hammare» украшен. Определённо, солярные символы Тору не чужды.
1Жаклин Симпсон. Викинги. Быт, религия, культура. — М.: Центрполиграф, 2005. Перевод с англ. Н. Чехонадской.
2 Greg R.P. On the meaning and origin of the Fylfot and Swastika // Archaelogia [так в тексте] Britannica. 1885. Vol. XLVIII. Pt. 2.
3 Wilson Thomas. The swastika, the earliest known symbol and its migrations with observations on the migration of certain industries in prehistoric times. Washington, 1894 (2nd ed.: 1896).
4 Багдасаров Р.В. Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки. Изд. Второе исправл. — М.: Белые альвы, 2002. С. 34.
5 Я пока не рассматриваю вопрос о том, кто ошибался в действительности, исследователи, отождествлявшие свастику с молотом, или Багдасаров, считающий, что ошибались другие исследователи. Это совершенно не принципиально в данном случае.
2 Greg R.P. On the meaning and origin of the Fylfot and Swastika // Archaelogia [так в тексте] Britannica. 1885. Vol. XLVIII. Pt. 2.
3 Wilson Thomas. The swastika, the earliest known symbol and its migrations with observations on the migration of certain industries in prehistoric times. Washington, 1894 (2nd ed.: 1896).
4 Багдасаров Р.В. Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки. Изд. Второе исправл. — М.: Белые альвы, 2002. С. 34.
5 Я пока не рассматриваю вопрос о том, кто ошибался в действительности, исследователи, отождествлявшие свастику с молотом, или Багдасаров, считающий, что ошибались другие исследователи. Это совершенно не принципиально в данном случае.
Комментариев нет:
Отправить комментарий