27 марта 2013

Внезапно графоманское

По чистой случайности публикую здесь пространный ответ вот на этот постинг в надежде, что он послужит некоторому уменьшению энтропии во вселенной.


(Без лишних предисловий, ибо кому они нужны. Местоимение «ты», как всегда, не персонифицировано. Вообще ничего личного. Зелёным удобства ради выделен текст топик-стартера.)

1

никогда-никогда не надо начинать книгу с пространных рассуждений "от автора". И вообще рассуждать "от автора" в художественных книгах не надо

Вот за что я люблю максимализм, так это за незамутнённость.

Пространное рассуждение

Прежде чем отказываться от чего-либо, нужно по меньшей мере выяснить, от чего именно предстоит отказаться. Нет, конечно, если я — герой романа, и по сюжету мне просто положено отказаться, например, от наследства, то волею автора я никуда не денусь и от наследства откажусь, хочу я того или нет. Но, как правило, нормальный человек живёт не в романе, а в обычной жизни, где никакой воли никакого автора не существует, и всё, что человек принимает, и всё, от чего он отказывается, так или иначе составляет цепочку его личных выборов.

«Никогда-никогда не надо начинать книгу с пространных рассуждений "от автора". И вообще рассуждать "от автора" в художественных книгах не надо», — таков тезис.

Я не знаю, чего не надо делать в книгах, но я точно знаю, что в них делать надо. Прежде всего, надо точно знать, что означают те слова, которые мы употребляем. Поэтому в словарь, друзья, в словарь! Мы откроем его на соответствующей статье и прочтём:

Рассуждение — функционально-смысловой тип речи с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение. Суть Р. в объяснении какого-либо утверждения или в обосновании истинности какой-то основной мысли (тезиса) другими суждениями…

Или:

Рассуждение — мыслительный процесс, направленный на обоснование к.-л. положения или получение нового вывода из неск. посылок. Мышление принимает форму P. обычно в тех случаях, когда нужно узнать что-то новое, анализируя уже известные факты или положения…

И всё в таком же духе.

Что я могу заключить, ознакомившись с определением термина «рассуждение»? Мне кажется, проблема совсем не в том, что читателю-де неинтересны рассуждения (ещё как интересны, ведь он и сам не дурак порассуждать), а в том, что писатели, греша риторической небрежностью, путают на письме термины «рассуждение» и «пространное изречение». Именно в последнем отсутствует столь необходимая (и достаточная, добавлю) для рассуждения логическая составляющая. Если принять за названное в тезисе рассуждением именно пространное изречение, то всё становится на свои места: действительно, никогда не надо начинать книгу пространным изречением, и вообще не надо ничего и нигде изрекать, это пошло.

Конец пространного рассуждения…

…банального в целом, но, как всегда, неожиданного для многих. Теперь, начав, таким образом, книгу, можно написать, например, о роли логических связей в судьбе гражданки О.М.Г., по воле автора отказавшейся от наследства. Студенты будут неистово фапать и поминать автора в одном ряду со Шри Ауробиндо, Лавкрафтом и Ницше.

Шутка. Не будут. Современные студенты в большинстве своём не знают, кто такие Шри Ауробиндо, Лавкрафт и Ницше.

2

Меньше рассказывай, больше показывай.

И снова мы должны начать со смысла слов. Что такое «рассказывать» и что такое «показывать»? Я уже когда-то в какой-то лекции приводила пример совершенно абсурдной фразы, суть которой сводилась к тому, что отец перекрестил дочь. Автор, ведомый, очевидно, стремлением «показать», а не «рассказать» выстроил эту фразу так, что с первого прочтения очевидным становился только его, автора, диагноз.

И теперь возьмите «Капитанскую дочку». Да, прямо сейчас. Это дивно увлекательный роман, который целиком… рассказан. Более того, он начинается с такого адского кошмара, от которого современный графоман, не знай он, что перед ним Пушкин, шарахнулся бы в ужасе:

Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина. Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве.

Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя В., близкого нашего родственника.


«В 17.. году»! «Авдотье Васильевне Ю.»! «Князя В.»! Это что, вообще, за лор?! Как можно настолько не продумать историю собственных героев?! «Нас было девять человек детей» — «человек детей» — это кто, ваще, писал?! «Брюхата» — сразу возникает ассоциация со свиноматкой, нет бы нежно «тяжела», мать ведь всё-таки, а какой позорный образ с первых же строчек!

С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.

Этот абзац современный графоман превратил бы в две главы: в первой был бы показан Савельич, во второй — одиннадцатилетний Петруша с борзым кобелём в кобелятнике. И чтоб дойти до единственной правильной фразы: «я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки» (всё, больше, в принципе, ничего не надо «показывать»), — ему понадобилось бы ещё двадцать восемь глав, после которых уже следовало бы начать второй том. Читатель не получил бы ничего сверх того, что получил он от Пушкина, но потратил бы на всё то же самое в двести восемьдесят раз больше времени.

Почему?

Потому что здесь у дилетанта в голове происходит мешанина из: 1) рассказа, как процесса, 2) яркого, живого слова, как инструмента создания рассказа, и 3) образа, как возникшей в голове у читателя ассоциации. Говоря «показывать», графоман имеет в виду, что у читателя в голове должен возникнуть образ. Ориентируясь на эту цель, он начинает делать какие угодно безумные вещи, лишь бы у читателя нарисовался в голове образ.

А образ не нарисуется, потому что (я это повторяю всегда и буду повторять, пока пребываю в здравом уме и твёрдой памяти) читательский процесс не тождествен процессу писательскому. И никакой зависимости реакций читателя от того, что и как пишет писатель, — нет. Нет такого волшебства, с помощью которого вы могли бы добиться от читателя точно заданного восприятия, потому что у каждого из нас свой жизненный опыт, своя система ценностей, свои приоритеты, своё мировоззрение, своё миропонимание, свой образ мысли.

И поэтому единственно возможная ответственность писателя — безошибочный выбор слова. Если вы выстроили фразу таким образом, что все слова в ней на своих местах и точны по смыслу, значит, вы справились с задачей.

Читатель вас не принял? Читатель вас «не так» понял? Читатель «неправильно» вас прочёл? Извините, но у читателя свой процесс, и вы не вправе вмешиваться в него точно так же, как он не вправе вмешиваться в ваш процесс сотворения мира.

Итак, писатель рассказывает посредством слов; чем точнее его речь, тем лучше он излагает свои мысли. Читатель читает слова; в зависимости от набора случайных обстоятельств слова могут рождать образы или не рождать образы, или рождать вообще что угодно, но в любом случае у читателя мысли тоже будут свои. Ставить вопрос так, как поставил его топик-стартер («показывать, а не рассказывать») некорректно, потому что писатель оперирует только словами, других инструментов у него нет; таким образом, он может только рассказывать, а всё, что он якобы «показал», есть на самом деле продукт восприятия читателя. Эти процессы, короче говоря, относятся к разным людям, и уже на этом основании они не могут быть взаимозаменяемы.

3

Много описаний места действия и персонажей - вообще лишние.

Вот смотри, как ты пользуешься русским языком (это, кстати, к предыдущему пункту — о точности изложения мыслей… ещё кстати, напоминаю, что язык — это твой инструмент).

«Много описаний… лишние». Ничего не режет? Вот тут, конечно, надо пойти срочно к Розенталю и выучить… желательно, конечно, сразу всё, но для начала хотя бы про согласование. Ты ведь хотела сказать, что описания места действия и персонажей зачастую избыточны? Или ты хотела сказать, что пространные описания места действия и персонажей неуместны? «Много лишние» — это, конечно, очень продуктивная в фантазийном плане конструкция, но даже когда ты пишешь для себя (то есть, наверное, в особенности для себя), ты должна руководствоваться в первую очередь правилом точного подбора слов для выражения своих мыслей. Прочтёшь вот так лет через тридцать, с высоты уже виртуоза русского языка: «Много лишние», — тут-то тебя кондратий и хватит.

Тем не менее, по теме могу напомнить о существовании классиков французской литературы, которые почти все, как один, страшно грешили и многими описаниями, и пространными описаниями, и детальными описаниями, и вообще обожали описания. Ну, то есть кого ни возьми: Гюго, Бальзак, Золя, Мопассан, да даже и Дюма, — все они, как один…

И всех мы любим, ладно, не всех, большинство.

И вот как ты себе представляешь «Собор Парижской Богоматери» без многих пространных описаний? А эпопею о Ругон-Маккарах? Помнишь:

Этьен едва узнал высокую приемочную, которая утром, при тусклом свете фонарей, представлялась ему такой мрачной. Теперь это было просто голое, грязное помещение. В запыленные окна глядел пасмурный день. Только машина ярко поблескивала медными частями; стальные канаты, обильно смазанные маслом, тянулись, словно ленты, окунутые в чернила; шкивы и переплеты в вышине, клети, вагонетки и еще многие другие металлические части, потемневшие от времени, заполняли помещение. По чугунным плитам неумолчно грохотали…

Кстати, и эта история, и двенадцать предыдущих, и семь последующих, подобно пушкинской «Капитанской дочке», — рассказана, а не показана.

4

Третье задание вызвало недоумение. "Напишите фразу. Переработайте ее. Пять раз!"

Вот, зачем? Зачем писать фразу, а потом пять раз перерабатывать её? Какой в этом смысл? Сможешь ли ты научиться выражать свои мысли точнее, если будешь учиться писать одно и то же о пяти вариантах? Нет. Потому что верное слово всегда одно, и, таким образом, если ты подберёшь верное слово, то оставшиеся четыре варианта окажутся ошибочными (и зачем тогда их подбирать?), а если не подберёшь, то ошибочными окажутся все пять вариантов, но, поскольку поиск ограничен только пятью попытками, верного слова ты так и не найдёшь. В конце концов, искать единственно истинный вариант ты не научишься, зато запутаешься в этих вариантах, как деревенская Жучка в мегаполисе, и уподобишься графоманам, которые свои мысли выражать умеют только одним способом — через жопу.

Кстати, ты и сама это прекрасно понимаешь, хоть и не можешь выразить: как ты совершенно справедливо заметила, невозможно изменить во фразе хотя бы одно слово и при этом сохранить смысл целиком.

5

Я могу создавать персонажей с разными мировоззрениями, но у меня не получаются (пока) персонажи с разной речью.

Вот на это вообще пока не замахивайся, потому что это приходит только с опытом письма, каковой неотделим от опыта понимания образа мысли. Образ мысли и мировоззрение — это разные вещи. Когда научишься думать по-разному, тогда придёт и разное изложение от разных действующих лиц.

Чуть-чуть в помощь на будущее.

Суть дела не в том, мальчик твой персонаж или девочка, молодой он или старый, в селе живёт или в городе, образован или не очень, и так далее. Вопрос, как правило, только в том, насколько рационально или эмоционально он мыслит, насколько умён и насколько смел. Вот эта дилемма, рацио vs эмоции, вкупе с пропорциями ума и отваги, и порождает огромное множество вариантов речи.

Смотри, я человек вполне эмоциональный, даже взрывной местами, но у меня эмоциональные процессы происходят вне зависимости от процессов, происходящих в голове. Я буду ругаться матом и при этом последовательно, не сбиваясь, излагать то, что думаю, — параллельно. Эмоции мне думать не только не мешают, но даже помогают: в обстановке эмоционального накала я способна работать втрое продуктивней, чем обычно. При этом в моей речи эмоциональное напряжение выражается только концентрацией матюков и повышением тона. Учтём, что я мало чего боюсь и склонна брать на себя инициативу и лидерство в тех вопросах, где чувствую себя компетентной. В моей речи будет больше, чем в среднем по палате повелительного наклонения и прямого обращения к собеседнику.

Возьмём другого человека, который эмоции переживает тем же самым местом, которым думает. При этом он тоже обладает лидерскими качествами и мало чего боится. Что при эмоциональном взрыве мы будем наблюдать у него? Мы будем наблюдать чистую, незамутнённую мыслями эмоцию. При этом лексически такой человек может утверждать то же самое, что и я — тютелька в тютельку теми же словами. Просто, если он откроет рот, эти слова окажутся расставлены в таком порядке, что фалломорфируют все, а сам он раньше всех. Поэтому разговаривать в обстановке сильного эмоционального напряжения он не будет вообще, зато руками будет махать много и эффективно. Повелительное наклонение, если он всё-таки заговорит, будет не то что преобладать, а окажется просто единственно возможным.

Возьмём и третьего человека, которому эмоции вообще безразличны — и свои, и чужие. Он ровен, ровен, ровен, он предельно ровен всегда и везде, он вообще ничего не боится, и только где-то глубоко внутри него кипит котёл, который, если выплеснется, сварит его самого заживо. При этом он совершенно не претендует на лидерство. Опять-таки лексически такой человек может быть тождественен второму человеку и мне. Что мы будем наблюдать при эмоциональном взрыве у такого человека? А он будет сначала молчать и фтыкать, а потом пытаться говорить — подчёркнуто спокойно и как можно лаконичней, потому что есть всё-таки единственная вещь на свете, которой он боится, — это он сам в состоянии аффекта. Вот этого состояния он будет избегать всеми силами, что и окрасит его речь соответствующим образом. В нормальной обстановке в его речи причастия и сослагательное наклонение будут встречаться чаще, чем у любого другого человека.

Ну, и там ещё и четвёртые люди есть, и пятые, и тридцать восьмые…

В чём будет выражаться между всеми нами речевая разница, при условии, что лексических различий нет (а такое запросто может случиться, если, к примеру, ты описываешь жизнь какого-нибудь отдалённого племени)? Одним словом?

Правильно, в грамматике. Синтаксис — наше всё. Последовательность слов, порядок членов предложения, интонации, паузы, соотношение наклонений, частота употребления глагольных форм, вводных и уточняющих слов, междометий и слов-паразитов, темп речи — вот это, в частности, и образует речевые характеристики отдельных людей, а вовсе не «дык, эта, значица, поелику покумекали надысь». Грамматический строй речи следует за мыслью человека в любой ситуации, эмоционально напряжённую я привела только как наиболее яркий пример, на котором хорошо видны различия. Понятно, что чем менее эмоционально ситуация окрашена, тем различия будут проявляться глуше. Тем не менее, они будут.

Но это, повторяю, отложи на потом, потому что оно не приоритетно. Вначале — точное изложение мысли и понимание того, как и в каком направлении у человека движется мысль.

6

Во всех получившихся диалогах я нашла не более одного внятного яркого образа. В моём собственном тоже.

А задание «диалог без авторского текста», оно, вообще, о чём?

— в дд на ласта 1 хил и го
— +


Чем не выполненное задание? Диалог есть (и даже не лишённый смысла, и даже аутентичный шописец), авторского текста нет — лепота, атвинта.

Что касается образов… дети… вам бы хотя бы вообще бы научиться бы создавать бы образы. Хоть какие бы, вообще бы, как-нибудь бы. Тушкой, там, по периметру, по стеночкам. Какие образы в диалогах, вы с ума, что ли, посходили? Если вы себе такие задачи будете ставить, у вас, кроме чувства глубокой неполноценности, не получится вообще ни шиша.

Образ рождается конфликтом (да, кстати, праканфликты). Без конфликта образа не бывает и быть не может, потому что первый и основной признак образа — это динамика, а в бесконфликтной обстановке никакой динамики сроду не было, а был один сплошной, говорят, матриархат сто миллионов лет подряд. И никакой истории. Поели — можно поспать, поспали — можно поесть, всё. Динамике даёт начало конфликт. Конфликт завязывается, развивается, достигает кульминационной точки и каким-то образом разрешается. И до тех пор, пока наш герой не сделал хотя бы первый выбор, мы не можем говорить о полноценном образе. Максимум, что перед нами может оказаться, — это более или менее внятно заточенная болванка под образ. В большинстве же случаев мы на протяжении очень длительного времени в любом, без исключения, произведении видим не образ, а прототип. Вспомните Джульетту из начала трагедии — где там образ, вы ачёмваще?

То есть для того, чтобы преподнести образ в единственном диалоге, нам нужно:

а) твёрдо знать всё вышеизложенное и ещё много чего (о чём, в частности, я говорила на протяжении нескольких лекций и на семинаре), а самое главное, ничего ни с чем не перепутать. То есть это всё даже не от зубов должно отскакивать, а просто на уровне мозжечка восприниматься;

б) уметь выбрать такой диалог, который показывает сразу и конфликт, и все его значимые детали;

в) виртуозно уметь делать п. 5, то есть персонажей с отчётливо разной речью. Почему? Потому что подобного рода диалоги длятся, как правило, долго, и если в коротком диалоге читатель может ещё хотя бы тупо подсчитать по пальцам, кому какая реплика принадлежит, то в диалоге длинном этот вариант даже как крайне запасной рассматриваться не должен;

г) да, тащемта, и этого довольно.

У меня только один вопрос: Локи, нахуя? какую цель преследуют твои учителя? Чего они хотели добиться, например, вот этим заданием, если ставили его действительно таким образом — написать диалог без авторского текста, но так, чтобы в нём обозначился образ? Это задание для Шекспира: образ Париса в одной сцене. Для вас, дети, это не задание, это садомазохизм в чистом виде.

(Ща если сюда прибегут графоманьки, они затявкают, что я из ревности (зависти, серости, убожества — список продолжить, нужное подчеркнуть) качу бочку на достойнейших людей, которые кладут все свои силы на алтарь вплоть до творческого карачуна. Так вот, заявляю мануально: в творческий карачун я верю, во благие намерения верю тем более, но если сейчас я оказалась внезапно ведома ревностью, завистью, серостью, убожеством и прочими пунктами списка, то, внимание вопрос, какими вселенскими пороками я была одержима семь-восемь лет назад, когда нянькалась с тогдашней «грелочной» тусовкой? Нет, мне совершенно не завидно, напротив, я изо всех последних сил сочувствую достойнейшим на алтаре, я знаю, каково это, я была в их шкуре. Мне просто интересно, каким местом они думают, какие цели ставят и понимают ли смысл и ценность упражнений, которые предлагают своим ученикам, больше ничего.)

7

"Опишите, что вы чувствуете прямо сейчас через запахи"

Мускус, пыль, хлор, йод, ментол, табак, резина… мы пришли из магазина. Ну, описала — в чём профит? Кто-нибудь понял, что это описание оргазма? (Нет, не прямо сейчас, конечно, но так, в принципе.) (Кстати, будь это опубликовано в ЖЖ, я бы поспорила с кем-нибудь, что основная масса комментов окажется к вопросу о наличии запаха йода в момент оргазма. Окда, детки, это Чёрное море, детки, и будем пунктуальны: сказано «запах» — называем по возможности запах, а не то, чему этот запах может быть присущ. Чёрное море, сколь мне известно, пахнет не Чёрным морем, а йодом.)

Вопрос, между тем, появляется уже нешуточный: Локи, нахуя к чему заниматься подобным суесловием? А если это оргазм на деревенской печке? Сухие берёзовые дрова, мускус, брага, пыль, портянки, хлор, пережжённое растительное масло, мышиный помёт, молоко — отлично, но вот проблема: что мы хотели этим сказать, то есть выразить? «Романтику» деревенской жизни? «И в крынку не лезет»? Плач о разбитых мечтах по мировому секасу в городской квартире? А что мы хотели выразить предыдущим описанием?

Да, и самое главное: чем это описание будет отличаться (кроме мускуса) от описания любого другого действия в пределах привычной обстановки, за исключением готовки, уборки, стирки и мытья? А, ну да, можно ещё заглянуть в туалет, например — тоже занятие, и даже, как тонко подметил Сорокин, не лишённое запахов.

Хорошо, допустим, что мы просто учимся описывать реальность посредством запахов — не знаю, для чего конкретно это может понадобиться (мне кажется, что те, кто склонны к подобным описаниям, в специальном обучении не нуждаются, а те, кто не склонны, прекрасно обойдутся и без них), но пусть, ладно, учимся, да. Почему вопрос при этом ставится о наших ощущениях? Я испытываю некоторое напряжение в левом колене: оно у меня чуток затекло, пока я держала на нём ноут. Каким запахом это можно выразить? Запахом документа 13 программы Microsoft Word?

И тут запахло мне недобро — экселем…

Не смогла дочитать до конца ни одну работу участников. Они - в большинстве - начинаются с "Состояние А пахнет В", и дальше идут некие рассуждения с экскурсом в прошлое.

Ничего удивительного: глупость может породить только глупость.

8

Через запахи здорово описывать обстановку, я думаю. "Пахнет морозом, мандаринами и хвоей", например.

Штампы — это никогда не здорово, а какое описание Нового года ни открой, везде будут мандарины и хвоя, и нередко мороз. Поэтому подобное описание будет уместно только в двух случаях: «Всё шло через жопу, но, поскольку в канун Нового года пахло всё-таки не жопой, а морозом, мандаринами и хвоей, то, значит, через жопу шло как минимум не всё» и «Ненавижу (обожаю) такой-то запах». Всё, больше упоминание об этих запахах здоровским не будет нигде.

Точно так же не будет здоровским (за исключением описанных выше контекстов) описание запахов:

— горячих пирожков;
— хлеба;
— любых абсолютно привычных нам ягод и фруктов;
— сена, соломы, скошенной травы, свежей мяты и грибов;
— дождя (грозы и прочей свежести);
— любой другой говноромантики, вроде осенних листьев, мокрого весеннего асфальта и разной контекстной чепухи, которая попросту банальна (в конюшне, например, пахнуть будет опилками и навозом по умолчанию).

Этому всему уже сто лет в обед, и на всех этих штампах клейма негде ставить. Кстати, вот ещё и поэтому я злюсь на тех, кто дал вам задание описать что-то через запахи. Ёжику понятно, что сто процентов из ста процентов семинаристов кинутся штамповать — и что эти сто процентов вынесут из подобного урока?

Припомни лучше как можно больше состояний, при которых человек может вспотеть. Я серьёзно. (На всякий случай: состояние следует отличать от занятия. То есть, например, человек может вспотеть как в бане, так и в плавильном цеху, и просто на солнцепёке, но если в плавильном цеху и в бане пот у него выступил только от жары, то засчитываться отдельно от солнцепёка это состояние не может: и в том, и в другом, и в третьем случае человек вспотел, потому что упарился.)

9

Про саму систему, запрещающую семинаристам критиковать друг друга.

Это идиотская система, хуже, чем любая грелка. Я не знаю, что она там укрепляет, волю или неволю, но то, что она учит не излагать своё мнение, а заниматься петтингом, видно невооружённым глазом.

Писатель не должен быть ни послушным, ни хорошим, ни нежным, он должен быть самостоятельным, сильным и зрячим. А если ему завязывают глаза, сажают его на цепь и развращают, он утрачивает и самостоятельность, и силу, и способность видеть.

Очень странно, что вместо развития культуры дискуссии (это когда о достоинствах и недостатках говорится прямо и при этом корректно, без переходов на личности) вам внушают конформизм. Хотя, казалось бы, не существует лучшей площадки для обучения культуре дискуссии, чем писательский семинар под руководством лидера (или у вас там нет лидера?). Твои учителя чего-то боятся? Чего? Того, что ваши споры выйдут из-под их контроля? Они настолько не уверены в своём авторитете?

Я не знаю, кто они, но у меня большие сомнения в их профпригодности, как учителей. Я сама никудышный учитель, потому что чересчур требовательна и абсолютно бескомпромиссна, но эти, похоже, совсем паршивые. Хотя, конечно, они могут быть при этом гениальными писателями, я ж не знаю, не читала.

10

Это совершенно не о том, что вот конкретно ты и прямо немедленно должна всё бросить и бежать без оглядки куда-нибудь подальше от этого семинара. Я поделилась соображениями и задала ряд вопросов, которые, по-моему, должен задавать себе в подобных обстоятельствах всякий думающий человек. Плюс к тому, я поделилась некоторыми соображениями относительно твоих выводов. Это, надеюсь, пригодится не только тебе.

А теперь, собственно, небольшое рассуждение об особенностях современного мира.

Основная проблема современного мира заключается в том, что он отвергает самостоятельность, силу и способность видеть. Эти качества неудобны, потому что самостоятельным, сильным и зрячим человеком почти невозможно манипулировать, а современный мир целиком построен на манипуляции. Самостоятельный, сильный и зрячий человек — это субъект, тогда как человек несамостоятельный, слабый и слепой — это объект. Разница понятна, верно?

Вот именно поэтому в современном мире очень важно быть человеком самостоятельным, сильным и зрячим. Если ты хочешь быть субъектом, то есть выступать действующим лицом, иного выхода, кроме как стать самостоятельным, сильным и зрячим, нет. В противном случае тебя проспрягают в страдательном залоге, и окажешься ты не делающим, а делаемым.

При этом никаких тайн бытия не существует: для того, чтобы стать самостоятельным человеком, нужно осваивать инструменты своей работы; для того, чтобы стать и оставаться человеком сильным, нужно помогать тем, кто слабее; для того, чтобы стать и оставаться человеком зрячим, нужно постоянно, по любому поводу задавать вопросы и искать на них ответы, не считаясь с тем, насколько они удобны или приятны для кого-либо.

Если всё так просто, то почему в нашем мире так мало людей самостоятельных, сильных и зрячих?

На самом деле в нашем мире достаточно людей самостоятельных и сильных. Не так-то просто даже в нашем мире заставить человека отказаться от освоения инструментов и помощи ближним: от первого зависит выживание, от второго — самооценка, которая, в сущности, тоже есть бонус к выживанию. А вот кого у нас по-настоящему мало, так это зрячих. Оно и понятно, для того, чтобы человек перестал задавать вопросы и искать на них ответы, чаще всего достаточно просто поставить его в такие условия, в которых он вынужден будет ежеминутно выживать. Обеспечить подобные условия очень просто: капитализм, ипотеки, кредиты, варварские условия труда, перенаселённость городов, чудовищные транспортные потоки, стресс, дресс-код, стресс — и вот он, человек, которого уже мало что интересует, кроме того, что давно уже понятно. В результате наш мир задаёт очень мало вопросов и ленится искать ответы на те вопросы, которые всё-таки задаёт.

По-моему, это совершенно достаточное основание, чтобы избегать всего, что отвращает от любопытства и мешает задавать вопросы.

18 комментариев:

  1. 1. Пространные рассуждения "от автора".
    Я имела в виду именно пространные рассуждения в авторской речи (когда автор сам не является персонажем).
    Мне кажется, в художественной литературе рассуждения имеют смысл только вместе с рассуждающим. Не бывает же мнения "Вообще", бывает мнение чьё-то.

    3. "Ты ведь хотела сказать, что описания места действия и персонажей зачастую избыточны? Или ты хотела сказать, что пространные описания места действия и персонажей неуместны?"

    Вы правы, я не могу сформулировать. Не перечисленные вами варианты, нет.

    5. Спасибо. Пока я этого не понимаю.

    9. Они не учителя. Люди решили вместе научиться писать, сделали для этого сообщество. Предполагается, что критика может нанести травму самооценке человека и отвратить его от творчества.

    2. Здесь моё мнение о писательстве было следствием моих читательских предпочтений. Моя ошибка.

    8. Пока мне тут нечего сказать. За упражнение отдельное спасибо.

    Насчёт конфликта. Я думаю, для развития личности конфликт не обязателен. Возможно, только после достижения какого-то уровня не обязателен.
    Следовательно (я уверена, что здесь именно "Следовательно") и художественное произведение может строиться без конфликта.

    К.

    ОтветитьУдалить
  2. Кхм...
    "Все счастливые семьи..." - если говорить про классику.
    "Поздним утром 19 июля 7134 года через ворота Божанси в город Менг въехал молодой, бедно одетый дворянин..." - если говорить про приключенческие романы.
    Если говорить о современной популярной (очень популярной) литературе - то практически в любом романе Лукьяненко его фирменные авторские отступления, я уж не говорю про "Спектр", с его вставными кулинарными эссе.

    "критика может нанести травму самооценке человека и отвратить его от творчества" - а такому человеку нужно заниматься творчеством? Правда-правда?
    Нет, я понимаю, когда собак дрессируют, то положительное подкрепление, конечно, предпочтительно. Но если самооценка человека настолько трепетна, что чахнет без постоянного поглаживания посторонними людьми - то, мне кажется, о творчестве (нет, не так, "о Творчестве") такому человеку думать немножко рано.

    "Я думаю, для развития личности конфликт не обязателен" - это, видимо, о тех "личностях", которые чахнут без поглаживания их самооценки. Только, есть ли у них развитие - не в смысле "образование", а в смысле, развитие в качестве личности?

    Вообще, мне кажется, что вы не очень понимаете, что значит термин "конфликт". "Конфликт" - это не обязательно, когда морды бьют. Например, "тварь я дрожащая, или право имею" - это конфликт внутри человека.
    Или, скажем, сидеть в интернете или к экзамену готовиться - тоже вполне себе конфликт, и от того, как человек будет вести себя в этом конфликте, зависит, как и куда он будет развиваться, как личность.

    sanchos_f

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. sanchos_f
      "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему" - и всё, рассуждения "от автора" закончились, дальше пошло повествование (экспозиция, если я не путаюсь в терминах). Это не пространное (в словаре Даля: пространный о речи, письме: долгий, подробный, обширный) рассуждение, это короткое... что бы оно ни было. По-моему, просто тезис без рассуждений.

      ""Поздним утром 19 июля 7134 года через ворота Божанси в город Менг въехал молодой, бедно одетый дворянин..." - если говорить про приключенческие романы."
      Это вообще не рассуждение.

      Про книги Лукьяненко ничего сказать не могу.

      "а такому человеку нужно заниматься творчеством? Правда-правда?"
      Встречный вопрос: а это ваше дело? Точно-точно? Нужно или нет - не вам и не мне решать. Люди создали сообщество, завели там некоторые правила и даже потрудились объяснить, для чего эти правила нужны. Вступать никого не заставляют.

      Я вполне понимаю значение термина "Конфликт".

      К.

      Удалить
  3. 2 К.

    1.

    Я имела в виду именно пространные рассуждения в авторской речи (когда автор сам не является персонажем).

    Пример именно пространного рассуждения в авторской речи я вам и привела прямо в постинге. И, да, разумеется, мнения вообще не бывает, бывает только чьё-то мнение: вот, в частности, мнение автора.

    Вы правы, я не могу сформулировать. Не перечисленные вами варианты, нет.

    Напишите эссе на тему "Мои претензии к описаниям в художественной литературе, или Чего бы я хотела избежать в части описаний при сочинении собственного произведения". Эссе -- это свободная форма, можете конструировать его как угодно, лишь бы в конце вам самой стало понятно, что же вас не устраивает.

    Пока я этого не понимаю.

    Я знаю, что вы этого пока не понимаете, поэтому и говорю, чтоб не брали в голову раньше времени. Когда немножко начнёте понимать, перечитайте этот постинг свежими глазами.

    Они не учителя.

    Учителя. Они диктуют правила, и вы принимаете эти правила и подчиняетесь им, почти не пытаясь осмыслить их критически. Это очень характерный признак отношения именно к родителям и учителям (ещё к врачам и священнослужителям, но это уже отдельная тема).

    Предполагается, что критика может нанести травму самооценке человека и отвратить его от творчества

    И каким же образом критика сочинения может нанести травму самооценке человека? Впрочем, спорить на эту тему я не собираюсь, потому что это целиком ваше дело. Просто подумайте над вопросом, когда досуг образуется.

    ОтветитьУдалить
  4. 2 К.

    2

    Я думаю, для развития личности конфликт не обязателен. и Я вполне понимаю значение термина "Конфликт".

    Во-первых, значение термина "конфликт" вы не понимаете, потому что в противном случае не написали бы первую фразу. Сейчас я далеко не пойду, прямо на примере одной из ваших миниатюр покажу, как вы подсознательно описываете целую тьму конфликтов один за другим без передышки, даже не подозревая, что это именно конфликты.

    Увидев что-то, Шаманка стремительно направляется к булочной. Шпулька - следом.
    В булочной обнаруживается Некромант (замотанный в огромный тёплый шарф Шпулькиной работы поверх чёрного пальто).
    - Ты - Некромант, - безапелляционно говорит Шаманка, глядя в лицо Некроманту. Она почти на две головы его ниже и раза в полтора младше.
    - Ты - Шаманка, - ровно отвечает Некромант, чуть склонив голову набок.
    Несколько секунд они смотрят друг на друга, потом Шаманка так же стремительно выходит из булочной.
    Шпулька выбегает следом:
    - И что это было?
    - Поделили сферы деятельности. Познакомились.
    - И?..
    - Исследователь. Любит теорию, практика ему скучна. Хочет сменить способ заработка, хотя и не надеется в ближайшее время. В мой бизнес не полезет.
    - Эмм... Вы что, мысленно общались?
    - Нет. Видно же.
    Шпульке остаётся только головой качать. Вот как это может быть видно, а?..


    Конфликт первый: встреча Шаманки с Некромантом. Завязка, всё развитие, кульминация и развязка происходят почти одновременно. Шаманка с Некромантом смотрят друг на друга, оценивают друг друга и принимают каждый своё решение, то есть делают выбор. При этом о выборе Шаманки мы ничего не знаем, а вот о Некроманте можем сказать, что он сделал выбор в пользу теории и покоя, отказавшись от борьбы с Шаманкой за сферу влияния.

    Конфликт второй: Некроманта не устраивает его способ заработка, но он не видит перспектив и поэтому вынужден довольствоваться тем, что есть. Этот конфликт совершенно чётко обозначен, но не разрешён.

    Конфликт третий: Шпулька не понимает Шаманку и пытается рационально объяснить иррациональные вещи. Это тоже внутренний конфликт, но он может прорваться вовне и спроецироваться на отношения Шпульки и Шаманки. Так же, как и второй, не разрешён, но мы уже видим первый выбор Шпульки в пользу сохранения отношений.

    Таким образом, мы можем видеть целых два образа -- бедного Некроманта-теоретика, жизнь у которого, судя по всему, не сахар, и любопытной, но не шибко талантливой Шпульки, у которой жизнь ещё менее сахарная, с такой-то компаньонкой.

    Шестнадцать строк -- три конфликта, два образа. И этот человек будет мне втирать, что, по его-де мнению, конфликт для развития не обязателен! Бабушкам на лавочке расскажите, они вам поверят.

    ОтветитьУдалить
  5. 2 sanchos_f

    Что касается отвращения от творчества, то в этом вопросе я готова проявлять скорее лояльность, чем непреклонность. Творчество само по себе -- это прекрасно, и отвращать от него не стоит. Ужасно только, когда плоды этого творчества подсовывают публике, не глядя на их качество. А так, тихо сам с собою -- да лишь бы на здоровье!

    Другое дело, что проблема вот этого данного сообщества, или что там за кружок, не знаю, в том, что оценивать качество плодов там никто и не стремится. Плевать, что яблоко кислое, мы его всё равно похвалим хотя бы за то, что оно красное, -- как-то так. В результате полюс смещается в противоложную сторону, и у человека самооценка получается завышенной по всем пунктам. Вона, яблоко-то какое: и красное, и круглое, и с листиком, и с веточкой, и без червоточин -- да, я ж гений прямо, куда ни плюнь! (И тут я совершенно не имею в виду, что такая самооценка свойственна топик-стартеру, я говорю лишь о том, что при подобном подходе к "образованию" именно такая самооценка и сформируется раньше или позже.)

    А вообще, самооценка сейчас -- это в принципе не более, чем тема для спекуляции. "А-а-а, мой рассказ обозвали говном, мою работу обесценили, меня обесценили, мою маму оскорбили, убить козла!!!" Все жалеют "оскорблённого", всем профит, только критик, как всегда, козёл. Выживет -- сам виноват. После этого создаются "творческие" кружки, где на первое место выносится не качество работы, а сразу профит. Молодцы, чо...

    Вот уж не думала когда-нибудь, что помяну добром идиотскую грелку, но насколько же она была всё-таки честнее и правильнее этих нынешних "литмастерских".

    ОтветитьУдалить
  6. Прочитала, аж настроение поднялось! Я, правда, не шибко в теме, но как читатель сказать хочу, хотя и немного.

    Задание про запахи феерично, чуть мозг не сломала, пытаясь понять, как через запахи описать ощущения от моего накрывшегося тазом отпуска и моего теперешнего состояния. Запахи жажды убийства, аммиака и песцовой шерсти.

    Про пространные рассуждения я думаю так - все размышлизмы вокруг да около темы, не касаясь, собственно, самой сути - вот это в моем понимании и есть те самые пространные рассуждения. Бывают на редкость бесполезным шлаком, который занимает место в книге и тратит мое время, бо сначала я пытаюсь всю эту буйню прочитать, думая, что оно потом сыграет свою роль, а в итоге выясняется, что три страницы про особенности зимней погоды в штате Аризона отношение к сюжету не имели, а это просто автор в википедии интересное прочитал и решил поделиться с читателями.

    Излишние описания той же внешности, к примеру, или природы, или того же упомянутого места действия для меня стоят в одном ряду с пространными рассуждениями. То бишь - букв много, а толку мало. Для меня описание в стиле - "герой был красив шотрындец" куда более выразительно и понятно, чем пятистраницчное описание формы носа какого-нибудь прекрасноносого эльфа.

    >>а такому человеку нужно заниматься творчеством? Правда-правда?

    Хренасе заявочки!(простите за мой французский)

    Ллой

    ОтветитьУдалить
  7. 2 Ллой

    Очень вам сочувствую по поводу накрывшегося отпуска и в то же время рада, что смогла поднять вам настроение.

    По теме. В принципе, если судить с точки зрения читателя, то на вкус и цвет все фломастеры будут разные. Тем не менее, я на своём опыте неоднократно убеждалась, что многие вещи раздражают меня в книгах не потому, что меня вообще раздражают в книгах такие вещи, а потому, что очень немногие авторы способны эти вещи реализовать по-настоящему интересно. Тут можно привести, как пример, натуралистов, лишь некоторые из которых способны написать об увиденном так, чтобы аудитория не заснула на второй же странице. И мне кажется, что если вам когда-нибудь попадётся очень смешное пятистраничное описание формы носа, вы некоторым образом измените свою точку зрения.

    Хотя я совершенно согласна с тем, что на свете существует ничтожное количество людей, способных не то что смешно описать форму носа на пяти страницах, но и вообще поставить перед собой такую задачу. И естественно, что из этого ничтожного количества людей совсем уж единицы склонны писать книги.

    Хренасе заявочки!(простите за мой французский)

    Ну, понимаете, после пары-другой лет плотного общения с графоманьками выражения "убей себя апстену" и "не пиши вообще ничего и никогда" на язык ложатся сами собой, независимо от желания или нежелания кого-нибудь намеренно оскорбить. Так что высказывание, которым вы так возмутились, я даже за выражение агрессии не принимаю. Это очень нежное высказывание, на самом деле, если все детали знать и учитывать. Просто графоманы, действительно, очень любят спекулировать своей тонкой душевной организацией, трепетной нервной системой и творческой многогранной натурой, которая не в состоянии воспринять без истерики даже намёк на критику. Вот и возникает желание послать их на лесоповал года этак на четыре и без права на любое творчество, чтоб укрепить хоть немного их нервную систему, такую-де ранимую.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за сочувствие, я себе тоже вчера полдня активно сочувствовала, а потом пообедала - и вроде, отпустило))

    По теме. В принципе, я, конечно, понимаю про вкус, цвет и фломастеры, и если мне не нравится в книге одно, то кому-то только это одно в этой книге и приглянется. Если нос будет описан небанально и весело, то я тоже про него с удовольствием прочитаю, разумеется, но, сколько тех описаний носов, которые хочется читать с удовольствием))

    Про заявочки я несколько в другом смысле. Убейсибя ап стену, кг/ам и прочее-прочее мной воспринимаются именно как оценка авторского шыдевра, а потому никаких бурных эмоций и не вызывают. А когда тут полезли явно не в свое дело и попытались диктовать про необходимость заниматься творчеством, то у меня это просто автоматически вызвало реакцию в стиле "ты вааще кто такой, чтобы решать, чем человеку нужно заниматься, а чем нет?" бо творчество - не равно публичному творчеству, а равно, скорее, самореализации и душевной потребности что-то творить и создавать.

    А вот уже другое дело, когда трепетные личности выставляются на публику - тогда уже все плюхи и плюшки, которые они огребут - это уже их собственная ответственность. Особенно, если лезешь в какой-нибудь конкурсный гадюшник с высокой конкуренцией - там фиалками не закидают, даже если автор сотворил шедевр, то все равно кто-нибудь чего-нибудь нефиалкового да кинет.

    А неподготовленному и непривычному к критике молодому дарованию, который этот свой первый шедевр писал от всей своей молодой души, сердца, печени и своих самых насущных проблем и переживаний, и который хочет услышать, что эти вот его переживания и боли - они на самом деле значимы, они серьезны и его душевные метания кто-то разделяет и понимает и, как и любой, автор хочет поддержки и ободрения... и тд и тп вставить по вкусу, так вот, тут любая критическая оценка - это как ножом по самому трепетному. Типа "я тут к вам с открытой нараспашку душой, а меня по ней грязными сапогами и не заметили"...

    По сути(если смотреть с псих.т.х), то когда автор находится в слишком тесном слиянии с собственным произведением, то любая критика на произведение воспринимает автором как критика самого себя. Для некоторых типов людей это очень больной момент, связанный, к примеру, с собственным стыдом(ну, про это можно очень много написать, и, думаю, я уже несколько отклонилась от темы), но я всю эту байду написала только для того, чтобы сказать - такая трепетная реакция на критику - это нормально для некоторой категории людей, это имеет место быть, и это никуда не денется. Кто-то всегда будет кого-то критиковать, а кому-то будет от этого больно и обидно, но кто-то всегда будет хотеть поддержки и одобрения и лезть за этим в места, где их не поддержат и не одобрят.

    ПС Прошу прощения за все эти банальности, конечно, я сейчас говорю с точки зрения трепетного автора, они ведь тоже нуждаются в опеке и защите))

    ППС Пишу с работы, поэтому сумбурно и скомкано

    Ллой

    ОтветитьУдалить
  9. Схизма,
    Если человек не видит выбора, можно ли считать, что он совершает выбор?

    К.

    ОтветитьУдалить
  10. 2 К.

    Нужно. Просто в его случае это будет неосознанный выбор. "Не видит выбора" -- это такая очень тонкая отмазка сознания от ответственности.

    2 Ллой

    А когда тут полезли явно не в свое дело

    Хорошенькое "не своё дело"! У нас прилавки завалены книгами, которые невозможно читать -- и писали эти книги преимущественно именно те, кому ни в коем случае не нужно было бы их писать.

    А понятие "творчество" многогранно, и когда специалист говорит "у тебя не получается и нет к тому способностей", что мешает пойти в школу танцев или в авиамодельный кружок и заниматься творчеством там, если уж так непременно хочется показывать окружающим результаты своего креатива?

    ОтветитьУдалить
  11. А если персонаж не видит конфликта, то считается, что конфликт всё равно есть, так?

    К.

    ОтветитьУдалить
  12. 2 К.

    Ну, разумеется. Конфликт -- это вполне объективная вещь, как яблоки, погода, номинал купюры или придорожная пыль. От того, что кто-то не замечает всех этих вещей, в смысле бытия ничего не меняется.

    ОтветитьУдалить
  13. Сформулировала свои претензии к описаниям в литературе.
    Большинство встречавшихся мне описаний крайне неэффективны. То есть, нужно прочитать достаточно много текста, чтоб узнать о том, сколько в комнате людей, как они выглядят и кто где находится. Иногда страницу описания можно было бы заменить одним рисунком, и передать этот рисунок мог бы гораздо больше деталей и нюансов, чем целая страница текста.
    Более того, с помощью рисунка гораздо проще показать висящее на стене ружьё, по возможности не привлекая к нему внимания. В рисунке оно просто затеряется среди остальных деталей. В текстовом описании, чтоб ружьё затерялось среди других деталей, нужно описать эти детали. То есть, нужно впарить читателю (мне) килотонну текста.
    Я не говорю о подмене образа картинкой. Я говорю о том, что текст - как инструмент - для передачи визуальной информации очень-очень неудобен.

    Кьюзи

    ОтветитьУдалить
  14. 2 Кьюзи

    Неудобен, да, но иногда визуальную информацию передавать нужно. Я всё мечтаю о том дне, когда литература, кинематограф, музыка и компьютерные игры станут единым целым и позволят авторам проявлять свои истинные таланты, а не загонять себя в рамки одного лишь слова или визуального изображения, или звука, или действия. Но до тех пор, пока это чудо не случилось, описания в том или ином виде из литературы, увы, не исчезнут. "Увы", потому что я тоже не фанатка описаний, я просто понимаю их важность и отношусь к ним чуточку по-другому.

    Вообще, описано (да, и написано) уже, кажется, всё, что только можно вообразить. Поэтому единственное, что никогда никому не удастся скопировать, -- это уникальный язык. Как у Шекспира, как у Пушкина, как у Киплинга, как у Гарсиа Лорки. Очень многие не понимают истинной ценности авторского языка именно потому, что тщатся сочинить нечто новое и невероятное, а проблема в том, что ничего нового, кроме собственной речи, в нашу эпоху никто не в состоянии изобрести. Мы делаем уникальный текст языком и более ничем. Вот если вы это поймёте, для вас станет понятным и многое другое (в частности, изменится отношение к описаниям -- вы их будете просто иначе рассматривать, чем сейчас).

    ОтветитьУдалить
  15. Нет-нет-нет, с моей точки зрения проблема решаема, и решаема просто.
    Текст единым монохромным кирпичом был вынужденной мерой. До книгопечатания в книжках были картинки, они даже органично взаимодействовали с текстом.

    Сейчас технологии позволяют вставлять среди текста картинки, и этим можно и нужно пользоваться! Да, раньше - когда книгопечатание только появилось - вставлять картинки в книги было сложно и дорого. Позже - до недавнего времени - картинки можно было вставлять либо чёрно-белые, либо на отдельных дополнительных вкладках. Сейчас можно позволить себе вставлять картинки в любое место текста, делать их частью текста, даже переплетать их с текстом.

    Картинки в современной книге уже присутствуют - как минимум, это картинки на обложках. В фэнтези обычно ещё и карты нарисованы - по одной на книгу (хотя можно было нарисовать много разных, не бывает же у всех-всех народов мира одинаковых географических карт).
    Иногда, чтоб порадовать читателей, в книге делают несколько иллюстраций с портретами персонажей. Следующий шаг - зарисовки отдельных сцен - тоже уже сделан. Теперь можно постепенно уменьшать текстовые описания и увеличивать точность рисунка и его деталировку. Конечно, при таком подходе надо аккуратнее верстать книгу - запихивать рисунки не куда придётся, а точно привязывать к тексту.

    Есть мало книг, в которых мне нравится язык настолько, чтоб я с удовольствием читала описания природы. И среди них ещё меньше тех, в которых мне нравится не только язык.

    Сейчас про музыку так говорят - что в ней написано уже буквально всё. Деликатно умалчивая о том, что исчерпан только классический европейский подход к музыке - тот, что с гармониками и странной математикой. А есть ведь сложные ритмы, плавные переходы от одного тона к другому, даже другие инструменты - к которым понятие тона вообще неприменимо.
    В конце девятнадцатого века бытовало мнение, что физика уже практически вся открыта, осталась только пара незначительных нюансов в области термодинамики.

    Я воспринимаю текст как инструмент. Если инструмент не подходит к задаче, проще всего взять другой инструмент. Хотя, безусловно, виртуозное закручивание гвоздя отверткой неизменно вызывает восторг у зрителей.

    Кьюзи

    ОтветитьУдалить
  16. 2 Кьюзи

    То, что вы называете решением проблемы, к литературе отношения не имеет. Это как раз часть того самого, о чём я писала комментом выше. Собственно литература оперирует только словом, всё остальное -- это уже попытки синтеза известных видов творчества в нечто отдельное. Похвально, но не по теме.

    Что касается картинок в допечатную эпоху, то в ту эпоху, позволю себе заметить, понятия литературы в современном смысле вообще не существовало, а существовало оно (если существовало) лишь в смысле кодекса рукописей, всё. Ну, то есть оно было эквивалентно понятию "библиотека". Никакого специального деления на художественную, там, научную, образовательную и т.п. в литературе тогда не было. Это деление вообще смогло появиться только благодаря печатному станку.

    Таки образом, вы тупо смешиваете то, что смешивать нельзя. Решите уже для себя, что вы хотите, писать буквами или изобретать новый вид творчества. Буквами пишут не так, как вам кажется, если что. Новый вид творчества -- добро пожаловать, я сама давно над этим размышляю и пришла к выводу, что пока что всё упирается в несовершенство технологий. Но об этом давайте не в этой теме, чтоб не захламлять.

    Когда говорят, что в музыке изобрели уже буквально всё, имеют в виду, что какой ты инструмент ни возьми и что ты на нём ни сыграй, а окажется, что приблизительно то же самое, только на другом инструменте и посредством других техник уже было выражено. Понимаете, человеческие интересы, потребности, проблемы и эмоциональные состояния очень ограничены в своём количестве, то есть их набор мал, хорошо и давно изучен, хорошо и давно описан или выражен иными способами. И это не то, что там "мнение бытовало", а это просто выводится логически из знания о хотя бы приблизительном устройстве человеческой психики.

    Дальше. Выражение "текст как инструмент" снесло мне башку, я ржала, как сумасшедшая. Мне сразу вспомнился неприличный анекдот о том, как генерал матюками диктовал машинистке приказ, а та автоматически записывала этот приказ официальным тоном (без матюков, само собой).

    Язык. Инструмент -- это язык. Если ваш инструмент -- это что-то другое, то я вам вообще не нужна, у меня вы ничего полезного не почерпнёте. Но могу сказать точно, до тех пор, пока вашим основным инструментом не станет язык, вы не сможете создавать вещи (в том числе и инструменты) на основе языка. Это логично, и это понятно, надеюсь.

    ОтветитьУдалить
  17. Здравствуйте, Schisma!
    Вы смотрели аниме-сериал "Агент паранойи"? Если да, то, пожалуйста, подскажите, какой там основной конфликт, между кем и кем?
    Основной конфликт ведь должен быть один, иначе произведение не будет восприниматься цельным, так?
    "Агент паранойи" воспринимается цельным произведением. Основной конфликт не может быть между парнем с битой и супергероем, потому что супергерой в принципе не может победить парня с битой. Но, если основной конфликт внутри дамы с собачкой, тогда все другие персонажи и их конфликты, вроде как, отдельно.
    К.

    ОтветитьУдалить