Это в переработанном и дополненном виде я выношу из комментов к одной из предыдущих дискуссий, потому что тема важная, а сформулировала я её там бегло и небрежно.
Я бы не рискнула назвать «Властелина колец» христианским произведением. Нет, я знаю, что автор был очень серьёзным католиком, что он сам неоднократно подчёркивал множество христианских мотивов в своей книге, что критики находили этих мотивов едва ли не больше, чем сам автор, — это мне всё известно. И тем не менее, я считаю, что «Властелин колец» — произведение не более христианское, чем, скажем, жизнеописание Эзопа.
Чтобы раскрыть эту мысль, следует подробней остановиться на главной идее христианства и уяснить, в чём состоит отличие христианства от дохристианских культов.
Я бы не рискнула назвать «Властелина колец» христианским произведением. Нет, я знаю, что автор был очень серьёзным католиком, что он сам неоднократно подчёркивал множество христианских мотивов в своей книге, что критики находили этих мотивов едва ли не больше, чем сам автор, — это мне всё известно. И тем не менее, я считаю, что «Властелин колец» — произведение не более христианское, чем, скажем, жизнеописание Эзопа.
Чтобы раскрыть эту мысль, следует подробней остановиться на главной идее христианства и уяснить, в чём состоит отличие христианства от дохристианских культов.
Основная мысль христианства, мысль, которой не находилось аналогов в прежние времена, сформулирована в виде пасхальной формулы: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Это, однако, не единственное свежее наблюдение. Второе, никак не менее важное (без него, собственно, и первое было бы ни к чему) заключается в евхаристической формуле, относящейся к поправшему смерть Христу: «Се, Агнец Божий, взявший на себя грехи мира». Наконец, третьим отличием стало обретение человечеством (ибо, с точки зрения адепта, такие вещи даются всему человечеству сразу) «Нового и вечного Завета».
Искупление всех грехов, победа над смертью и замена старого порядка новым — это то, чего дохристианский мир не знал. И в этом заключается своеобразие христианского вероучения.
Всё остальное, в принципе, было и раньше. Все так называемые общечеловеческие ценности и добродетели, начиная от толерантности и заканчивая запретом на преступления против собственности, вполне себе имели место в той или иной форме и даже безо всякого христианства раньше или позже пришли бы именно к той стадии развития, на которой находятся нынче (понятно, что материальные ценности были бы освоены раньше и проработаны глубже, а нематериальные — позже и хуже, ну так они и сейчас в той же пропорции развиты). За доказательствами далеко ходить не надо, а надо просто вспомнить, что в неблагодатной почве семена не всходят. Ну, а коль скоро взошли, значит, все предпосылки к принятию христианства вместе со всей его моралью у античного мира были в полном объёме, нравится это кому-то или нет.
Теперь поговорим о том, откуда взялись искупление грехов, спасение и завет.
Древние иудеи, как известно, немало претерпели от соседей по региону. В связи с этим в их культуре появился феномен машиаха, мессии — помазанника божьего (миропомазание указывало на царя, первосвященника или пророка). Ожидали его как освободителя от иностранной оккупации, которая, если мне память не изменяет, была практически перманентной. Он должен был низвергнуть чужеземное иго и провозгласить торжество иудейского царства по иудейскому закону на иудейской земле — всё очень конкретно, прагматично и приземлённо. К этому можно добавить только то, что «мессия», то есть «помазанник» по-гречески — «христос».
Чувствуете, куда я клоню, да? Да, христианство сделало гигантский шаг вперёд, придав конкретному, прагматичному, приземлённому феномену отвлечённый смысл (ибо что б там себе воинствующие атеисты ни думали, а в жизни человечества были периоды, когда христианство являло собой передовую идеологию). Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос есть помазанник божий и спаситель человечества, но спаситель не в плотском смысле, а в духовном, посредством искупления грехов и обетования жизни вечной; и царство его — это царство метафизическое, а закон его — тот самый новый завет, который он принёс взамен ветхого.
Иначе говоря, искупление грехов, спасение и завет суть атрибуты мессии в христианском понимании этого слова. И для того, чтобы произведение оказалось христианским (именно христианским, а не общечеловеческим), в этом произведении обязательно должна раскрываться тема искупления, спасения и принятия нового завета — то есть тема мессии в том или ином виде. Во всяком другом случае оно, повторяю, будет не христианским, а в лучшем случае общечеловеческим. (Нет, можно, конечно, сказать: «Это произведение христианское, я так вижу», — но это будет личная точка зрения со всеми вытекающими следствиями.)
Переходим к Толкиену: ни искуплением, ни спасением в христианском понимании, ни тем более новым заветом во «Властелине колец» и не пахнет. В этой книге нет мессии.
Он и не нужен, ибо мир Средиземья, в отличие от нашего, нацелен на технологический, а не на философско-религиозный путь развития. Это мир, в котором есть целая тьма ноу-хау, но вопроса: есть ли бог и, если да, то кто он и один ли? — нет в помине. В этом мире по метафизической части всё известно досконально, все, кому надо, в курсе всего, и никаких духовных открытий нет и не предвидится. Максимум абстрагирования, которого достигают герои, покоится на пике самоотречения Арвен, да и та избирает смертную участь не ради идеи, а ради возможности остаться с возлюбленным. Жест, безусловно, похвальный во всех отношениях, но, извините за констатацию, не без корысти, во-первых, и придуманный задолго до Арвен, во-вторых (соответственно, Арвен ничего прогрессивного не приносит). Фродо на пути самопожертвования терпит жестокое поражение и обречён до самой смерти чувствовать себя ничтожеством (никуда он от этого не денется, несмотря на то, что сделал больше, чем все прочие, вместе взятые, — совесть не позволит).
Философско-религиозное развитие этого мира настолько отсутствует, что даже главная война ведётся вокруг артефакта, а не вокруг идеи. Можно, конечно, сказать, что это война добра со злом, но проблема в том, что о «злобной» идеологии Саурона мы ничего не знаем. Известно, что он хочет «поработить», «подчинить», «сковать», «лишить воли», — но это всё методы, и нам не объясняют, чего ради к ним прибегать, за исключением самоудовлетворения. Соответственно, мы вынуждены констатировать, что Саурон — это такой мегаманьяк из серии «Спасайся кто может!» Ровно так же нам ничего не известно об идеологии Светлых (а вот об их методах, напротив, известно очень хорошо, и на поверку они оказываются, пожалуй, даже пострашнее сауроновских: тот хоть морали не читает)…
В такой обстановке мессия избыточен и алогичен. Нужен более или менее надёжный исполнитель — именно им и становится Фродо.
Но как это ни парадоксально, тема мессии во «Властелине колец» отсутствует, а вот тема мессианства, то есть ожидания мессии — присутствует в полном блеске. Фокус в том, что эта тема не рождена изнутри повествования, а целиком и полностью привнесена «переводчиком» рукописи Бильбо (ибо, фактически, по отношению к созданному им миру Толкиен выступал как переводчик на английский язык, о чём, кстати, и сам говорил) и читателем: к ней апеллирует весь культурный багаж образованного человека новейшего времени, и то тут, то там мы волей-неволей проводим параллели не только с событиями Второй Мировой войны, но и с историей обретения Нового Завета — с предтечей, с крестным путём, с Тайной вечерей, с Голгофой — и в конце концов получаем повествование, написанное наполовину нами самими.
Вот это, я считаю, одна из самых замечательных творческих находок Толкиена, пусть даже неосознанных — действие, развивавшееся там, где христианства никогда не было и быть не могло, описывается символами христианской традиции. Постмодернизм в одном из самых интересных проявлений (кстати, для тех, кто интересовался отличиями постмодернизма Толкиена от постмодернизма Ролинг — не помню, что за дискуссия была, но, вроде бы, кто-то просил подробности. Ну, как бы вот они).
ЗЫ. Сам автор считал свою книгу христианской. Полагаю, он имел на эту личную точку зрения полное право. Читателю же не стоит забывать о том, что с той минуты, как книга появляется на прилавках магазинов, единовластным её судьёй становится он сам.
ЗЗЫ. Мой исходный комментарий, если кому надо.
Искупление всех грехов, победа над смертью и замена старого порядка новым — это то, чего дохристианский мир не знал. И в этом заключается своеобразие христианского вероучения.
Всё остальное, в принципе, было и раньше. Все так называемые общечеловеческие ценности и добродетели, начиная от толерантности и заканчивая запретом на преступления против собственности, вполне себе имели место в той или иной форме и даже безо всякого христианства раньше или позже пришли бы именно к той стадии развития, на которой находятся нынче (понятно, что материальные ценности были бы освоены раньше и проработаны глубже, а нематериальные — позже и хуже, ну так они и сейчас в той же пропорции развиты). За доказательствами далеко ходить не надо, а надо просто вспомнить, что в неблагодатной почве семена не всходят. Ну, а коль скоро взошли, значит, все предпосылки к принятию христианства вместе со всей его моралью у античного мира были в полном объёме, нравится это кому-то или нет.
Теперь поговорим о том, откуда взялись искупление грехов, спасение и завет.
Древние иудеи, как известно, немало претерпели от соседей по региону. В связи с этим в их культуре появился феномен машиаха, мессии — помазанника божьего (миропомазание указывало на царя, первосвященника или пророка). Ожидали его как освободителя от иностранной оккупации, которая, если мне память не изменяет, была практически перманентной. Он должен был низвергнуть чужеземное иго и провозгласить торжество иудейского царства по иудейскому закону на иудейской земле — всё очень конкретно, прагматично и приземлённо. К этому можно добавить только то, что «мессия», то есть «помазанник» по-гречески — «христос».
Чувствуете, куда я клоню, да? Да, христианство сделало гигантский шаг вперёд, придав конкретному, прагматичному, приземлённому феномену отвлечённый смысл (ибо что б там себе воинствующие атеисты ни думали, а в жизни человечества были периоды, когда христианство являло собой передовую идеологию). Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос есть помазанник божий и спаситель человечества, но спаситель не в плотском смысле, а в духовном, посредством искупления грехов и обетования жизни вечной; и царство его — это царство метафизическое, а закон его — тот самый новый завет, который он принёс взамен ветхого.
Иначе говоря, искупление грехов, спасение и завет суть атрибуты мессии в христианском понимании этого слова. И для того, чтобы произведение оказалось христианским (именно христианским, а не общечеловеческим), в этом произведении обязательно должна раскрываться тема искупления, спасения и принятия нового завета — то есть тема мессии в том или ином виде. Во всяком другом случае оно, повторяю, будет не христианским, а в лучшем случае общечеловеческим. (Нет, можно, конечно, сказать: «Это произведение христианское, я так вижу», — но это будет личная точка зрения со всеми вытекающими следствиями.)
Переходим к Толкиену: ни искуплением, ни спасением в христианском понимании, ни тем более новым заветом во «Властелине колец» и не пахнет. В этой книге нет мессии.
Он и не нужен, ибо мир Средиземья, в отличие от нашего, нацелен на технологический, а не на философско-религиозный путь развития. Это мир, в котором есть целая тьма ноу-хау, но вопроса: есть ли бог и, если да, то кто он и один ли? — нет в помине. В этом мире по метафизической части всё известно досконально, все, кому надо, в курсе всего, и никаких духовных открытий нет и не предвидится. Максимум абстрагирования, которого достигают герои, покоится на пике самоотречения Арвен, да и та избирает смертную участь не ради идеи, а ради возможности остаться с возлюбленным. Жест, безусловно, похвальный во всех отношениях, но, извините за констатацию, не без корысти, во-первых, и придуманный задолго до Арвен, во-вторых (соответственно, Арвен ничего прогрессивного не приносит). Фродо на пути самопожертвования терпит жестокое поражение и обречён до самой смерти чувствовать себя ничтожеством (никуда он от этого не денется, несмотря на то, что сделал больше, чем все прочие, вместе взятые, — совесть не позволит).
Философско-религиозное развитие этого мира настолько отсутствует, что даже главная война ведётся вокруг артефакта, а не вокруг идеи. Можно, конечно, сказать, что это война добра со злом, но проблема в том, что о «злобной» идеологии Саурона мы ничего не знаем. Известно, что он хочет «поработить», «подчинить», «сковать», «лишить воли», — но это всё методы, и нам не объясняют, чего ради к ним прибегать, за исключением самоудовлетворения. Соответственно, мы вынуждены констатировать, что Саурон — это такой мегаманьяк из серии «Спасайся кто может!» Ровно так же нам ничего не известно об идеологии Светлых (а вот об их методах, напротив, известно очень хорошо, и на поверку они оказываются, пожалуй, даже пострашнее сауроновских: тот хоть морали не читает)…
В такой обстановке мессия избыточен и алогичен. Нужен более или менее надёжный исполнитель — именно им и становится Фродо.
Но как это ни парадоксально, тема мессии во «Властелине колец» отсутствует, а вот тема мессианства, то есть ожидания мессии — присутствует в полном блеске. Фокус в том, что эта тема не рождена изнутри повествования, а целиком и полностью привнесена «переводчиком» рукописи Бильбо (ибо, фактически, по отношению к созданному им миру Толкиен выступал как переводчик на английский язык, о чём, кстати, и сам говорил) и читателем: к ней апеллирует весь культурный багаж образованного человека новейшего времени, и то тут, то там мы волей-неволей проводим параллели не только с событиями Второй Мировой войны, но и с историей обретения Нового Завета — с предтечей, с крестным путём, с Тайной вечерей, с Голгофой — и в конце концов получаем повествование, написанное наполовину нами самими.
Вот это, я считаю, одна из самых замечательных творческих находок Толкиена, пусть даже неосознанных — действие, развивавшееся там, где христианства никогда не было и быть не могло, описывается символами христианской традиции. Постмодернизм в одном из самых интересных проявлений (кстати, для тех, кто интересовался отличиями постмодернизма Толкиена от постмодернизма Ролинг — не помню, что за дискуссия была, но, вроде бы, кто-то просил подробности. Ну, как бы вот они).
ЗЫ. Сам автор считал свою книгу христианской. Полагаю, он имел на эту личную точку зрения полное право. Читателю же не стоит забывать о том, что с той минуты, как книга появляется на прилавках магазинов, единовластным её судьёй становится он сам.
ЗЗЫ. Мой исходный комментарий, если кому надо.
Я ВК не читала и всегда удивлялась, почему от него так нездорово тащится столько народа, но почитав Ваши посты про него, пришла совсем в недоумение. Получается, там идея только в том, чтобы замочить оного злодея С.? А что дальше-то? Ну, замочили злодея, кто-то в процессе погиб, кто-то выжил и умер в своей постельке, и что? "Вырастет лопух"? И что, собственно, дает уничтожение злодея? Просто свободу делать что угодно, не опасаясь вражеских козней? Я что-то не понимаю, как вообще роман с таким сюжетом и, получается, отсутствием собственно идей (кроме банального уничтожения злого маньяка), может быть интересен.
ОтветитьУдалитьПолучается, там идея только в том, чтобы замочить оного злодея С.?
ОтветитьУдалитьНет, это ожидаемое событие, вокруг которого вертится сюжет. Идей там несколько, некоторые даже вполне философские.
А что дальше-то? Ну, замочили злодея, кто-то в процессе погиб, кто-то выжил и умер в своей постельке, и что? "Вырастет лопух"?
Ну, Толкиен пытался писать продолжение, наткнулся на то, что "вырастет лопух" и бросил. :) Нет, сюжетная канва там вполне бесперспективна. Замочили -- и всё, ага.
Но фокус в том, что на этой бедной сюжетной канве Толкиен умудрился написать эпопею о людях: о любви, о подлинном и мнимом величии, о том, как и что люди выбирают или не выбирают. И наряду с откровенными провалами (не получались у Толкиена "великие", и все эти его эльфы, маги и древние короли -- голые схемы, не более) там есть совершенно изумительные характеры, и их вполне достаточно, чтобы простить профессору механистичность остальной структуры.
И ещё мне лично нравится язык муравьёвского перевода.
А вообще, книга беспросветная, потому что тем героям, которые получились живыми, сострадаешь вполне по-настоящему, и очень хочется, чтобы они победили и совершенно заслуженно стали радоваться жизни. Но злодей повержен, а самой главной победы -- победы Фродо над Кольцом и избавления от ноши -- не происходит, и, фактически, это книга, помимо всего прочего, о земной несправедливости, о судьбе солдата, который исполнил свой долг, а взамен, как это часто бывает, получил комплекс неполноценности, искалеченную судьбу и пустоту вместо будущего.
Но это всё, конечно, не то, от чего "нездорово тащится столько народа", а это то, что делает ВК из сказочки "праэльфов" вполне серьёзной книгой. Отчего народ тащится и почему со штакетниками по Нескучному бегает -- вот этого не знаю.
Знаете, Толкин крайне не любил аллегорию.
ОтветитьУдалитьПоэтому мысль о том, чтобы ещё раз завуалированно или как-то ещё передать евангельские (или предшествовавшие им) события - была бы для него крайне пошла.
В любом случае, книга о героизме, борьбе за бескомпромиссную правду и самоотверженности, написанная без лишних соплей и грязи - это очень хорошо в наше время.
мир Средиземья, в отличие от нашего, нацелен на технологический, а не на философско-религиозный путь развития. Это мир, в котором есть целая тьма ноу-хау, но вопроса: есть ли бог и, если да, то кто он и один ли? — нет в помине
- насчёт технологического прогресса: совершенно не могу согласиться. Толкин идёю технического прогресса вручил Саруману и его приспешникам. А они персонажи отрицательные.
Магия в мире присутствует, но эта магия не технична, а основана скорее на какой-то внутренней сути вещей, и умении находить с неё общий язык (этим магия в мире Толкина крайне отличается от магии во множестве других книжек в жанре "фентези").
все, кому надо, в курсе всего, и никаких духовных открытий нет и не предвидится
- ну, для христиан всё тоже довольно ясно: после Вознесения - наступление последних времён, путь открыт, спасайся кто хочет.
Вы хотите чтобы в любой книге персонажи увлекались богословием?
Вот у Льюиса в Нарнии тоже не увлекаются, и книга вроде как даже "более христианская", но мне нравится меньше чем ВК. Я и имён персонажей-то оттуда не вспомню.
Кстати, по Нескушнику народ не бегает уже с года 2003. Толкинисты закончились =)
2 Melnar Tilromen
ОтветитьУдалитьЧто любил Толкиен, а что не любил, этого я не знаю. Однако же христианский подтекст он вкладывал в очень многие элементы своей эпопеи, о чём, в частности, писал и сам. Так, в письме, например, к Форесту Акерману он упоминает, что "Главное... в лембасе - это... религиозный подтекст".
Вся история Фродо -- это история христианина: от смиренного принятия на себя обязанностей орудия провидения до смирения же перед собственным несовершенством -- и об этом Толкиен тоже пишет только что не открытым текстом в письме к миссис Эйлин Элгар.
А аллегорий в его книге я, действительно, не нашла (хотя не исключаю, что они могут быть; просто не помню на вскидку), но ведь аллегория -- это только один из множества литературных приёмов, при чём она тут?
книга о героизме, борьбе за бескомпромиссную правду и самоотверженности
Книга, несомненно, о героизме и о борьбе. Вот только за что велась борьба, мы так и не узнали. Что конкретно было той "бескомпромиссной правдой"? Термины "добро", "любовь", "свет" слишком расплывчаты и размыты, чтобы можно было понять их без лишних объяснений, вот ведь какая штука. Человек вообще устроен так, что охотней готов умирать за идеалы, чем за их отсутствие. Откуда же тогда берутся сражающиеся на стороне "зла" и "тьмы"? Значит, у них тоже есть свои идеалы? А раз так, значит, и они ведомы любовью -- как минимум любовью к своим идеалам? В чём тогда различие между "светом" и "тьмой"?
Вот на эти все вопросы Толкиен не отвечает.
Магия в мире присутствует, но эта магия не технична, а основана скорее на какой-то внутренней сути вещей
Любая технология основана на понимании сути вещей. Саруман, проникнув в суть вещей, делает одно, гномы, например, или эльфы -- другое, но по сути они делают одно и то же -- трансформируют материю.
ну, для христиан всё тоже довольно ясно
Но у нас христианство -- только одна из множества попыток осмысления надмирного. В мире же Толкиена размышлять в этом направлении нет никакого резону, потому что о надмирном и без того всё известно.
Вы хотите чтобы в любой книге персонажи увлекались богословием?
А вы хотите, чтобы о богословии не было сказано ни слова ни в одной книге?
Иначе говоря, не хотите нарваться на поддёвку -- не прибегайте к некорректным обобщениям. Я здесь говорю о "Властелине колец" и даже объясняю, в каком контексте возник обсуждаемый вопрос.