02 декабря 2008

«Ох, уж эти сказочки…»

Асиливаю второй том. В буквальном смысле: читать не могу, так как ясно вижу, что никакой пищи для размышления в этой книге уже не будет. Детская сказка-эпопея — это всё, что можно сказать о «Властелине колец». Я не против детских сказок, но читать их мне давно уже неинтересно.

Просто удивительно, как Толкиен мог рассчитывать на взрослую аудиторию? По-моему, взрослый человек, глядя на то, как красивый герой в нанадцатый раз самым морально устойчивым образом оказывается на стороне добра, а уродливый со всей возможной аморальностью — на стороне зла, просто уснёт на очередном таком «открытии». Я подобные штуки только в детстве любила: чтоб просто, ясно и чтоб безо всяких философий можно было погрузиться в романтический мир прекрасного, сражающегося со скверной. К сожалению, повзрослев, я стала слишком часто замечать, что конкретные солдаты имеют мало общего с абстрактной доктриной, за которую умирают.

У Толкиена же персонажи (за исключением Фродо, Сэма и Гимли) делятся строго на четыре категории: морально устойчивые, морально опущенные, морально нестабильные и хоббиты.

Хоббиты — это такие забавные зверьки, которые единственные ведут себя как нормальные люди. К сожалению, они явно второстепенные персонажи, и поэтому их отношения друг с другом не рассмотрены абсолютно, а из-за этого каждый из них серьёзно теряет в индивидуальности.

Морально устойчивые всегда чертовски моральны и поэтому не только всегда предсказуемы в моральном выборе, но и всегда «выше этого». Причём одинаковость характеров людей из числа морально устойчивых завораживает до полного погружения в столбняк: я дочитала до Хельмова ущелья (да, со скрипом книжка идёт), но так и не поняла, чем, например, Гайма отличается от Эомера, а тот от Арагорна, а этот, в свою очередь, от Эовин. Нет, я помню, что Гайма — это какой-то там караульный, Эомер — Третий Сенешаль Мустангрима, Арагорн — король Гондора недоинкогнито, а Эовин — племянница конунга и вообще женского полу. Но сколько я ни пытаюсь смоделировать ситуацию, в которой эти четверо поведут себя при прочих равных по-разному, у меня ничего не получается. Все различия в их поведении пока что обусловлены только и исключительно социальным статусом.

Морально опущенные либо опущены изначально, либо опустились вследствие моральной неустойчивости. Они всегда аморальны и никогда не гнушаются.

У морально нестабильных только два пути: либо опуститься окончательно, либо кровью искупить свою моральную нестабильность.

Вообще, вне морали у Толкиена не происходит ничего, и утомляет это невероятно. Я не против морали самой по себе. Но, вот, хотите верьте, а хотите нет, большую часть времени я, например, вообще не думаю, насколько мой или чей-либо облик морален или аморален. Я просто живу: о чём-то думаю, что-то делаю, чего-то хочу и т.д. У меня есть свои представления о том, что хорошо, а что плохо, и то, что я считаю плохим, я стараюсь не делать и при этом стараюсь по мере возможности пресекать такое поведение в других. Но мне и в страшном сне не привидится оправдывать мою личную этическую позицию какими-то высшими абстракциями, наподобие Добра, Света и т.п. Я — по собственному разумению — сужу, что хорошо, а что плохо. Право судить я присвоила себе сама, потому что такова была моя воля. Полагаю, что очень многие люди управляются с моралью ровно точно так же.

В связи с этим я не понимаю писателей, которые каждый шаг своих героев объясняют моральным императивом. Если герой проявляет себя по отношению к этому императиву непротиворечиво, значит, он просто поступает в соответствии со своими предпочтениями, — и зачем тогда дополнительно приплетать какие-то Свет и Тьму? А если у героя внутренний раздрай: умом он, например, понимает правоту какого-нибудь морального императива, а повиноваться ему не может или может, но с усилием, — то, наверное, на первый план выйдет всё-таки снова не Свет и не Тьма, а внутренний конфликт. Или я не права?

Нет, я понимаю, что в пору, когда человек сам ещё не определился со своим отношением к большинству моральных императивов, такие книги могут быть весьма и весьма интересны. Но, честно говоря, если бы у меня был ребёнок подросткового возраста, я бы подсунула ему не Толкиена, а Дюма. Да, у Дюма с моралью всё очень плохо: герои без зазрения совести заигрывают с чужими жёнами, убивают налево и направо за косой взгляд и вообще редкостные скоты. Но они, тем не менее, живые люди, и по поводу оценки их морального облика с автором можно спорить до посинения. С Толкиеном же можно спорить только по поводу Гэндальфа и прочих «Могучих», всё остальное — дидактический материал в чистом виде.

И это, товарищи, тоска зелёная.

ЗЫ. Я ещё попробую дочитать (во всяком случае, о путешествии Фродо и Сэма), но скорее всего, это последний постинг, посвящённый ВК. Да, книга как книга весьма хороша, и можно было бы поговорить и о структуре, и о сюжетных решениях, и о многом другом, включая забавные ляпы, вроде тех, которые получились с Изенгардской башней и роханской лошадью. Но мне тупо неинтересны персонажи, а в отсутствие интереса к персонажам всё прочее представляется крайне несущественным.


4 комментария:

  1. Мои впечатления от "ВК" сходны с вашими. Первый раз я попытался одолеть книгу, когда посмотрел фильм Джексона. Фильм мне показался интересней. Книга же заунывна и, можно сказать, ни о чем. Действительно, обычная сказка для детей младшего возраста, обильно сдобренная мифологией.

    Не знаю, читали ли вы "Последнего кольценосца" Кирилла Еськова. Если нет, то рекомендую настоятельно. Еськов, пожалуй, единственный автор, который на основе "ВК" создал совершенно иную версию событий. Более того, его герои по настоящему живые, и хотя решают в ходе сюжета довольно обычный квест, делают это по людски - с ошибками, сомнениями, потерями близких и т.д. и т.п. Более того, у Еськова очень внятное изложение своей версии войны Мордора с Гондором и эльфами, причем, не притянутое за уши, а, как это и бывает в реальном мире, возникшей полностью из-за экономических причин. Ну и вообще, чтение очень интересное и даже познавательное.

    ОтветитьУдалить
  2. Первый раз я попытался одолеть книгу, когда посмотрел фильм Джексона.

    Эва... А я эту книгу залпом прочла в 94-ом, кажется. И потом, едва перевернув последнюю страницу, перечитала. И ещё раз. И чуть не толкиенулась нафиг, но чего-то мне не хватило до толкиенутости даже тогда. А спустя пару месяцев я поставила ВК на почётную полку и больше ни разу не перечитывала. Не тянуло -- и всё. Осталась только память о структуре (вот тут, конечно, Толкиен оказался безупречен, я даже сейчас ни к чему придраться по этой части не могу) и о том, с каким упоением я читала. Так что сейчас, можно сказать, на собственном опыте в очередной раз убедилась, что не надо трогать книги, которые сносили крышу в юности.

    Не знаю, читали ли вы "Последнего кольценосца" Кирилла Еськова.

    Нет, не читала, но наслышала. Прочту при случае, спасибо за совет.

    ОтветитьУдалить
  3. <...что не надо трогать книги, которые сносили крышу в юности.>

    Не знаю, это, наверное, какие книги в юности попались. Я, например, в юности был совершенно потрясен "Территорией" и "Правилами бегства" Олега Куваева, так эти книги и сейчас неплохо перечитывать (это совсем другой Куваев, писатель, который, к сожалению, умер в расцвете лет, в 1975 году). Маканинский "Портрет и вокруг" тоже перечитываю примерно раз в три года. Про Стругацких не говорю - это авторы на любой возраст и всегда открываешь у них что-то новенькое. Ну и Грин, конечно.

    Кстати, "ВК" я бы и в юности прочитать не смог. Это совершенно не мое. Я тогда "Тихий Дон" читал, так вот эта эпопея крышу снесла точно.

    ОтветитьУдалить
  4. это, наверное, какие книги в юности попались

    Это я криво выразилась. Есть, конечно же, книги, которые я и в детстве, и в юности читала с огромным удовольствием, и сейчас время от времени перечитываю -- и тоже всегда в радость. Вон, прошлой зимой купила наконец-то полную трилогию "Дорога уходит в даль" Бруштейн и потом весь февраль в обнимку с ней ходила, как будто мне снова двенадцать. Но я имела в виду не простое потрясение и не только открытие... то есть даже не столько... Нет, не подберу слова. В общем, это потрясение немножко другого рода. Не важно. Пока сойдёмся на том, что вы правы, а когда я пойму точно, что хотела сказать, просто скажу это ещё раз более внятно.

    Кстати, "ВК" я бы и в юности прочитать не смог. Это совершенно не мое. Я тогда "Тихий Дон" читал, так вот эта эпопея крышу снесла точно.

    У меня вся классика, включая Шолохова, пришлась на школьные годы. То есть в детстве я читала вообще только классику (ну, и ещё издававшуюся в ту пору или в пору детства моих родителей детскую литературу, вроде той же Бруштейн или Алмазова, или Губарева, но это были скорее исключения). А всё остальное я начала осваивать уже после двадцати, о чём, кстати, и не жалею ничуть.

    ОтветитьУдалить